Объединенное Кредитное Бюро (ОКБ) оценило ущерб потерь банков от действий предполагаемых кредитных мошенников в сегменте беззалогового кредитования. За потенциально мошеннические кредиты (далее «подозрительные» кредиты) принимались те, по которым не было совершенно ни одного платежа в течение четырех месяцев с даты выдачи кредита. При подсчете ущерба учитывались кредиты наличными и кредитные карты, выданные в период с 01.01.2015 по 31.03.2015.
В I кв. 2015 г. потери банков от «подозрительных» кредитов превысили 1,734 млрд. рублей. Это чуть менее 1% от общего объема беззалоговых кредитов, выданных в этот период.
Наибольшие потери зафиксированы в сегменте кредитов наличными, за I кв. 2015 г. они составили более 1,57 млрд. рублей. Потери в сегменте кредитных карт превысили 164 млн. рублей.
За аналогичный период 2014 г. потери банков составили более 3,97 млрд. рублей, что составляло чуть более 0,5% от общего объема выдач за квартал. В сегменте кредитов наличными потери составляли 3,61 млрд. руб., в сегменте кредитных карт – более 351 млн. рублей.
Также в 2015 г., впервые с конца 2013 г., зафиксирован рост доли кредитов с подозрением на мошенничество в общем объеме новых выдач. В I кв. 2015 г. доля «подозрительных» кредитов составила чуть менее 1% от общего количества беззалоговых выдач – это наихудший показатель с 2013 г. Несмотря на снижение объемов беззалогового кредитования на73% по сравнению с I кв. 2014 г., объемы «подозрительных» выдач снизились только на 56%.
Даниэль Зеленский, генеральный директор, ОКБ: «Впервые с 2013 г. мы наблюдаем рост доли кредитов с подозрением на мошенничество в общем объеме новых выдач. После ужесточения требований ЦБ к нормам резервирования по потребительским ссудам, банки серьезно пересмотрели свои кредитные политики и существенно снизили этот показатель. Также кредитные организации еще с 2012 года начали фокусироваться на построении целых систем по противодействию мошенничеству. Это принесло свои плоды, и с середины 2013 г. доля „подозрительных“ кредитов не росла. Нестабильная экономическая ситуация в конце 2014 г. привела к активизации кредитных мошенников. Данные ОКБ свидетельствуют о значительном увеличении доли „подозрительных“ кредитных заявок, а также появлении новых категорий „социальных“ мошенников. При значительном снижении объемов кредитования объем „подозрительных“ кредитов снизился не так сильно, что в целом говорит об ухудшении входящего потока заявителей. В текущей ситуации банкам, кредитующим открытый рынок, нужно максимально тщательно подходить к проверке заемщиков для сохранения качества портфеля».
Комментарии